lazy_natalia: (Default)
lazy_natalia ([personal profile] lazy_natalia) wrote2006-11-19 08:46 pm

А сало финское едят

Имела вчера несчастие смотреть в советский (простите, российский) телевизор.

Там шла какая-то шумная передача с "гостями" и дурковатым ведущим типа Максима Галкина (не могу поручиться, но фамилия у этого Галкина, по-моему, Малахов). Это все происходило где-то типа в таком месте, где вроде как шумно и весело, и все орали наверху своих легких (хе-хе), пытаясь перекричать музыку.

-- Вот, это Вася Череззаборногузадирайло - (не помню фамилию), - ведущий игрок сборной Финляндии! - прокричал Галкин-Малахов, притягивая к микрофону за плечико губастое чмо с трогательным ежиком на голове. - Блестящий футболист! И очень жаль, конечно, очень жаль, что играет он за Финляндию, а не за Россию!
-- Жалко, - заявил блестящий футболист, пригибаясь к микрофону и радостно улыбаясь, - жалко, что Финляндия - это не Россия! Вот что жалко!

Оба весело хихикнули, но Галкин-Малахов быстро перевел разговор, и дальше стало неинтересно. Я программу тут же и переключила, не знаю даже, возвращались они еще к этой теме или нет.

[identity profile] emma-loy.livejournal.com 2006-12-01 09:42 am (UTC)(link)
Почти литературная история... Они встретились и смогли сравнить воспоминания. А ведь если бы один из них убил второго, никто бы никогда об этом не узнал: некому было бы рассказать. Просто один из супругов знал бы, что его отец погиб на войне, отец второго на которой выжил. Очень все грустно.

Смещение этой грани, когда убийство становится допустимым, вообще смерть переходит из разряда высоких абстракций на бытовой уровень - это, как я понимаю, происходит со всеми, кому пришлось наблюдать насильственную смерть слишком часто и слишком близко. Если война затрагивает всю нацию - это происходит со всеми.

Я случайно увидела очень яркий пример этой разницы в "мироно" и "военной" психологии: по послевоенному фильму Twelve Angry Men сделали римейк, годах в 80-90х.

Там есть эпизод, когда один герой замахивается на другого ножом в ходе "следственного эксперимента", надеясь его испугать. Тот стоит недрогнув, и это его большая моральная победа. В старом фильме это действительно страшно: совершенно ясно, что шанс на то, что закомплексованный раздраженный идиот ЗАПРОСТО может ударить тебя ножом - так, на нерве. Не удержится. Его оппонент действительно выглядит очень мужественным человеком, поскольку не двигается с места и даже не поднимает рук.

В римейке совершенно ясно, что нервный придурок НЕ ударит его ножом. Шанс, что обычный человек окажется способен на такой всплеск насилия, практически равен нулю. Малый с ножом выглядит просто дурачком, его оппонент - просто спокойным, сохраняющим достоинство малым. Дело не в режиссуре: просто за эти годы прямое насилие успело полностью уйти из быта среднего человека.