lazy_natalia: (Default)
lazy_natalia ([personal profile] lazy_natalia) wrote2012-01-29 10:56 am

Иран - Язд

Язд (он же Йезд) - это такой глинобитный город в оазисе, один из самых древних в Иране. Сейчас он большой и промышленный, но мы туда не ходили - там старой части вполне хватает. The Book рекомендует особую забаву - "заблудиться в Язде". Нам это удалось сразу, причем самым естественным образом. Старый Язд - это вот такие переходы



тупички



двери, внезапно вмазанные в стены



и все это без опознавательных знаков. Теряйся - не хочу! Кстати, во всем Иране в старые времена ручки на дверях были довольно своеобразные:



Одна створка для мальчиков, вторая - для девочек. Угадайте, какая где.



Иранцы просто обожают показывать эти двери, находя это ужасно пикантным. Даже сейчас такие ручки иногда делают, чисто по приколу.

Сами домики выглядят примерно так (это другой городишко, снять Язд сверху мне было неоткуда - а он смотрелся бы куда красивей)



Суть в том, что в этих домиках и за этими вмазанными в стены дверями может быть всё. Ну вот просто - всё. В нашу гостиницу вела узкая щель в глинобитной стене, занавешенная куском толстого полиэтилена - для тепла. Внутри был крошечный чистенький ресепшен - и всё. Еще пара незаметных дверей.

-- Гм, - сказали Оля с Асей, когда нас позвали смотреть номер, - Traditional Hotel - он, по ходу, и есть Traditional Hotel. Иди, глянь, остаемся мы вообще в этом клоповнике или нет. Мы тут еще поразбираемся, - они тщетно пытались выяснить курс, по которому нынче меняют деньги в Язде. Прыжки курса и пачки денег толщиной в "Капитал", получаемые нами за пару зеленых бумажек, очень напоминали наше начало девяностых.

Я нырнула в дверку следом за сестрой-хозяйкой, интеллигентного вида женщиной в очках, не знавшей, впрочем, ни слова по-английски.

Сначала мы прошли узеньким коридором, потом спустились по трем ступенькам, стало холодней, и мы вышли в зал.



Прошу прощения за качество - это и не зал даже, а открытый дворик, но он затянут сверху полотном (тоже для тепла), так что было темновато. Посредине там бассейн с водой, от которого через весь зал идут четыре кафельных канала - видимо, создавать прохладу летом.
В этом зале давали завтраки и круглые сутки работал ресторан с кебабами.

Меня обдало волной тепла  (мы прошли мимо газового обогревателя), потом - волной вкусных запахов с кухни, потом мы опять прошли узким коридорчиком, снова стало прохладней, мы спустились по ступенькам - и оказались во втором дворе, куда и выходило окно нашего номера. Вид из этого окна был такой:  



В наш номер вела отдельная лесенка, низенькая, с поворотом (Ася в первый день хорошо приложилась любом о притолоку). Потолок там был сводчатый,  а на стенах в нишах красовались картины для услаждения души, написанные прямо на стене.



Потолок был сводчатый, а окно такое: две створки цветного стекла в пол, открыл - и шагай.



Мне очень нравилось ставить в это окошко кресло и сидеть там с книжкой, созерцая дворик, - во дворике было тихо и сонно, но интересный народ иногда пробегал.

В общем, я вернулась на ресепшен того... в стиле "Одиссей возвратился, пространством и временем полный". У них, как это обычно бывает, время остановилось, и я вернулась ровно в тот момент, из которого ушла, - они даже деньги так и не поменяли.

-- Ну, чего там? - спросили они меня подозрительно. - Остаемся или линяем в четыре звезды?
-- Остаемся, - сказала я, - там одна только температура четыре раза по дороге меняется, - и совершенно не поняла, почему они на меня странно смотрят.

В общем, наш отель оказался, на самом деле, заброшенным дворцом восемнадцатого века - его подновили и сделали отель. И он там не один такой - люди покупают старые усадьбы и пускают их в дело. Хороших домов там много, город был торговый, богатый, да еще и очень важный зороастрийский центр (оттуда совсем недалеко до Чак-Чака). За дверкой в глинобитной стене может и такое оказаться:



Это уже совсем настоящий дворец, отреставрированный. В научном смысле Язд знаменит двумя вещами - ганатами и ветряными башнями. Ганаты - это хитрые системы водоснабжения, сложнейшие переплетения подземных каналов. Этот дворец - на самом деле музей ганатов. В продолжение упомянутой фантасмагорической неочевидности для взгляда, жилища в Язде на самом деле уходят на четыре этажа вниз - и это можно понять, поскольку летом жара доходит до 50 градусов. Летом там люди и жили, а воду тягали из ганатов - на самом нижнем этаже подвалов были дырки в ганаты.

Ветряные башни выглядят так



Мы в одну такую заглядывали изнутри - там такой узкий ход, закрученный спиралью, - башня ловит ветер и закачивает его в помещение, как кондиционер. Они есть везде, и отнюдь не всегда такие низенькие. Это вид с крыши бани в Кашане, совсем другом городе, - но башни и там есть. Тут видно, по центру слева, какие они бывают высокие.



-- Кашан - большой город, важный, но миллиона жителей тут еще нет, - сказал наш гид. - У нас город, в котором население достигает миллиона, становится центром провинции. В Кашан недавно приезжал Ахмадинеджад, и жители обратились к нему с просьбой дать Кашану свою провинцию. Поднять статус. "У вас нет миллиона жителей, - ответил им президент, - значит, вы не можете стать центром провинции. Ступайте домой и работайте над решением этой проблемы". Хороший совет, а? - и он от души захохотал, хотя шутка явно успела обрасти бородой, как пожилой мулла.
-- Ну, сказала я, - есть способ сделать это гораздо быстрее и без таких усилий.
-- Это какой?
-- Объявить, что отныне Кашан дает афганским беженцам гражданство, медицинскую страховку и муниципальное жилье по факту прибытия. За месяц Тегеран сделают.
-- О! Беженцам! Гражданство! О! - закатился он, явно запоминая эту остроту на будущее, - и страховку! -- Так я экспортировала немного грязного московского цинизма в Персию. 

Вода приходит по ганатам с гор в городские резервуары, а оттуда раздается в богатые дома. Бедные люди ходили на резервуары с ведрами - как везде. На резервуарах тоже стоят ловилки ветра - охлаждать воду. На ледниках их, впрочем, нет - лед от движения воздуха тает.



Под куполом - резервуар. У ледников купола огромные, и вглубь ледники уходят метров на десять. Сейчас ими не пользуются (в отличие от ганатов, которые начинают подновлять и все больше вводить в дело), а раньше их забивали зимой глыбами льда, переложенными соломой, и торговали ими все лето.
birguslatro: Birgus Latro III icon (Default)

[personal profile] birguslatro 2012-01-29 11:16 am (UTC)(link)
Wow - the things I've been missing because I'm weeks behind in my journaling...